Программа доп.образования Логика для дошкольника

1

Содержание
I.
1.
2.
3.
3.1.
II.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
1 год обучения - Стартовый уровень
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы

2

3
3
6
8
8
12
15

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: социально-педагогическая.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет социально педагогическую направленность, разработана с учётом требований к содержанию и
оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие
нормативно-правовые документы:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013г.);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детейи
молодежи»»;
• Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения РФ 09.11.2018г. №196;
 Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образовния детей Свердловской
области»;
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методические рекомендации по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптивных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
 Приказ Министерства образовательния и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018г. №162Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 70-Д от 26 июня 2019 года «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
3

• Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области
№ 195 от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ.
Актуальность программы вызвана запросом родителей в успешной адаптации детей
дошкольного возраста к новым образовательным условиям, перехода с одной
образовательной ступени на другую.
«Логика для дошкольника» — это программа творческого развития ребенка дошкольного
возраста и его социальной адаптации. Программа предусматривает возрастной подход,
учитывает диапазон интересов и потребностей детей. Интеграция разных видов
деятельности обеспечивает детям оптимальные условия для полноценного развития
познавательных способностей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными
возможностями.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый план
выдвигается развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не
самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов
(памяти, мышления, внимания, воображения), творческих способностей, а также
важнейших личностных свойств ребенка, умение адаптироваться в социуме. Работа
педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат
Программа разработана для обучающихся 5 -7 лет. Группы формируются по 14-17
человек.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-7 лет. Этот возраст
– период активного познания, творчества, общения. Ребенок этого возраста определяется
значительным ростом физических возможностей, изменением психологической позиции и
желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение
определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского
общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим
людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих
поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражается в
характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре.
Стремление приблизиться к миру взрослых, без необходимых для этого знаний и умений
приводит ребенка к доступной для него игровой форме. Особенно благоприятные условия
для развития ребенка представляет система дополнительного образования.
Режим занятий.
Программа включает в себя следующие темы:
1) « Веселая академия» - 1 академический час, занятия проводятся 2 раза в
неделю.
2) «Речь и речевое общение» - 1 академический час, занятия проводятся 2 раза в
неделю.
3) «Быстрый карандаш» - 1 академический час, занятия проводятся 1 раз в 2
недели.
4) «Готовимся писать» -1 академический час, занятия проводятся 1 раз в 2 недели.
5) Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: Программа разработана на 1 год обучения.
Стартовый уровень – 216 часов:
«Веселая академия» - 72 часа,
«Речь и речевое общение» - 72 часа,
«Быстрый карандаш» - 36 часов,
«Готовимся писать» -36 часов.
4

Содержание и материал общеразвивающей программы организован по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого
для освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная, возможна в дистанционной.
Занятия проводятся в группах и предполагают использование следующих форм
занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности
(обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций,
альбомов, открыток, таблиц,
и др. наглядных пособий); словесный (беседа,
использование
художественного
слова,
указания,
пояснения);
практический
(самостоятельное выполнение детьми игровых упражнений, использование различных
инструментов и материалов для изображения).
Содержание и алгоритм занятий:
 Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем
позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает
настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
 Основное содержание занятия – изучение нового материала. Основное содержание
занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на
решение поставленных задач данного занятия.
 Физ минутка.Физ минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного
вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
 Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу
возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
 Итог занятия. Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.







Рекомендации к проведению занятий с детьми 5 – 7 лет.
все занятия должны иметь игровой характер;
отсутствие принуждения,
непродолжительность,
ненавязчивое стимулирование,
разнообразие,
положительная оценка.

5

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы: развитие познавательной активности, любознательности,
умственных способностей детей.
Основные задачи программы:
Обучающие:
 Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий
различной направленности;
 Обогащать представления детей о растениях, животных, объектах живой и неживой









природы.
Формировать умения
инструментами.

и

навыки

работы

с

изобразительными

материалами

и

Формирование интереса к музыкальному искусству.
Развивающие:
Развитие у детей инициативность и самостоятельность;
Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности детей, культуру
устной речи самостоятельность творческого мышления в исследовательской
деятельности и умение использовать полученные знания на практике.
Развить мелкую моторику и графические навыки.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим
товарищам.
Формирование творческой активности;
Развивать навыки коллективной работы.
Ожидаемые результаты реализации Программы:

Личностные результаты:
 Имеют представление о культуре общения, внимании и уважении к своим
товарищам.
 Сформирована творческая активность;
 Развиты навыки коллективной работы.






Метапредметные результаты:
Развита инициативность и самостоятельность;
Развиты мыслительные процессы и индивидуальные способности детей;
Развита культура устной речи и самостоятельность творческого мышления в
исследовательской деятельности;
Умеют использовать полученные знания на практике.
Развита мелкая моторика и графические навыки.

Предметные результаты:
 Сформированы умения и навыки выполнения логических и творческих заданий
различной направленности;
 Сформированы умения и навыки мыслительных операции (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии)
 Сформированы элементарные навыки чтения и первоначальных навыки письма.

6



Развиты элементарные навыки звукового анализа (определение порядка слогов и
звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)
Требования к уровню подготовки



После прохождения обучения по ДООП «Логика для дошкольника» обучающиеся:
имеют представления об элементарных геометрических, пространственных и
временных отношений;
умеют определять закономерности и выполнять задание по данной
закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать,
находить общее и частное свойства, обобщать и анализировать;
решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые,
словесно-дидактические;
проявляется познавательный интерес к миру, развивается творческий потенциал и
способности, появляется желание заниматься творческими видами деятельности;
способен сосредоточиться не только на той деятельности, которая его увлекает, но
и на той, которая дается с некоторыми волевым усилием.
знают:
знают буквы русского алфавита;




пишут буквы русского алфавита в клетке;
понимают и используют в речи термин «Буква» и «Звук»











определяют место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
знают основные упражнения артикуляционной гимнастики;
различают гласные, согласные, твердые и мягкие согласные;
Владеют:
 приемами общения со сверстниками и педагогом;
 навыками диалогической речи;
 навыками установления и выявления причинно-следственных
окружающем мире.

связей

в

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучен
ия

Реализац
ия
ДООП

Комплектова
ние
групп

1

с 15.09. по с 01.09. по
31.05.
14. 09.

Новогодн Промежуточ
ие
ная
каникул
аттестация
ы
с 01.01. по
08.01.

7

Итогова
я
аттестац
ия
с 20.05.
по 31.05.

Летние
каникул
ы
с 01.06.
по 31.08.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
п/п

Название
раздела

Количество
часов

Характеристика основных видов учебных
действий учащихся

1.

«Речь и речевое
общение»

72

Выявление особенностей гласных и согласных
букв; распознание мягкости и твёрдости согласных
звуков; выявление соотношения слова и схемы;
деление слово на слоги; выделение предложений в
тексте; построение устных ответов на
вопросы; составление из слов предложений.

2.

«Веселая
академия»

72

3.

«Готовимся
писать»

36

Сравнение предметов по величине (размеру);
ориентирование на странице тетради;
установление соответствия между числом и
цифрой; счёт от 1 до 10 в прямом и обратном
порядке; иллюстрирование решения примеров;
ориентирование во времени.
Логические задачи на смекалку, головоломки.
Игры на развитие логических приемов мышления.
Логические операции, алгоритмы.
Элементы геометрии: Точка. Линии : прямая,
кривая. Луч. Отрезок. Ломаная.
Углы: острый, тупой, прямой.
Многоугольники, круг, овал. Модели простейших
геометрических фигур.
Арифметические лабиринты.
Штриховка в разных направлениях. Письмо
прямых горизонтальных линий. Обведение по
контуру квадратов, прямоугольников,
четырехугольников, треугольников, овалов и
кругов. Расписывание петлями, спиралями,
волнистой линией. До рисовывание и
раскрашивание объектов.

4.

«Быстрый
карандаш»

36

Итого

216

Обводить предметы по контуру, штриховка;
выкладывание узоров из геометрических форм;
письмо элементов букв из линий; воспроизведение
картинок, узоров.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
ТЕМА «Веселая Академия»
1.1. Вводное занятие.
Теория. Вводный инструктаж по БТ. Беседа о целях занятий.
Практика. Игры на знакомство. Игры с предметами. Установление отношений
между предметами.
1.2. Диагностическое тестирование.
Теория. Знакомство с понятием тест. Инструктаж по выполнению диагностик.
Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.
Практика. Выполнение диагностических методик.
1.3. Признаки предметов.
Теория. Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм
действий). Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.
Практика. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что
пропущено», «Засели домики», «Заполни аквариумы», «Необычные фигуры». «Почему
один лишний?», «Назови, одним словом».
1. 4. Сравнение и отношения.
Теория. Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
Практика. «Найди отличия», «Четвёртый лишний». «Что изменилось». Игры с
числовым кубиком и фишками.
Игры: «Чего не хватает». «Необычные фигуры». Математические загадки, Игры –
схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?», «Рассели ласточек», «Примеров много –
ответ один».
1.5. Классификация.
Теория. Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать
объекты. Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами.
Развитие умения кодировать практические действия числами. Развитие умения разбивать
множество на классы по совместимым свойствам.
Практика. Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо». «Кубики для всех»,
Игры с «цветными числами». «Геоконт», «Помоги фигурам выбраться из леса».
1. 6. Установление причинно-следственных связей.
Теория. Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их
объединяет. Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
Практика. Словесно – логические игры и упражнения «Что объединяет?», Словесно
– логические игры и упражнения. «Чудесный мешочек». Планы – схемы: «Куда села
муха?», «Где спрятался Мишка?». «Весёлый поезд», «Составь число».
1. 7. Логические задачи.
Теория. Развитие аналитических способностей, умения определять результат
деятельности. Развитие речи, мышления
Практика. Игры – головоломки со счётными палочками. Логические задачи.
Развитие умения сравнивать. Развитие речи, внимания. «Что получится, если…»
(упражнения со счётными палочками). Словесно – логические игры и упражнения,
«Закончи предложение», «Дополни ряд», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?».

9

1. 8. Итоговое занятие.
Теория. Инструктаж по ТБ.
Практика. Праздник «Торопись, да не ошибись».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
ТЕМА «Готовимся писать»
2.1. Рисуночные задания, графические диктанты.
Теория. Знакомство с понятием «Графический диктант». Виды графических
диктантов. Значимость выполнения Рисуночных заданий.
Практика. Выполнение графических диктантов. Рисунок по клеточкам. Рисунок по
образцу. рисуночные задания (обведи и отгадай, обведи по точкам, заштрихуй, проведи
дорожки) рисование прямых линий.
2.2. Пальчиковая гимнастика.
Теория. Знакомство с пальчиковыми играми. Значение пальчиковых игр.
Разучивание текстов пальчиковых игр.
Практика. Разучивание пальчиковых игр. Закрепление умения правильно держать
карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки
во время письма, задания на удержание позы кистей рук.
2.3. «Готовимся писать»

Как держать карандаш или ручку. Прямые линии. Кривые линии. Зарядка для
пальчиков. Ставим точки. Линии по точкам. Штриховка. Обводка по точкам прямых
наклонных линий. Письмо прямых горизонтальных линий. Обводка по точкам прямых
вертикальных линий. Обводка безотрывной линии. Обводка по контуру и раскрашивание
петель, спирали, волнистой линии. Безотрывная линия по точкам. Игры с кубиками.
Обводка по контуру квадратов, прямоугольников, четырехугольников, треугольников,
овалов и кругов. Дорисовка объектов. Обводка по контуру и раскрашивание
инструментов, букв. Обводка по контуру и раскрашивание букв. Ролевые игры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
ТЕМА «Быстрый карандаш»
3.1. Обводка предметов по контуру, штриховка. Работа с фишками, палочками.
Выкладывание узоров из геометрических форм. Воспроизведение картинок, узоров. Лепка
из пластилина. Складывание из бумаги (оригами). Аппликация. Рисование. Тестовые
задания. Игры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
ТЕМА «Речь и речевое общение»
4.1. Круглый год. Знакомство с окружающим миром через времена года, развитие
речи посредством рассказывания. Обогащение словарного запаса. В мире звуков и букв.
Развитие речевого слуха, зрительной и слуховой памяти. Формирование правильной
дикции, совершенствование качества голоса, развитие артистичности. Мир фантазии.
Развитие воображения и речевого творчества.
4.2. Тема: Дыхание.
Теория: Виды дыхания.
Практика: Выполнение комплекса упражнений для тренировки дыхания: «Надуть
шарик» (вдох в живот), «Лопнуть шарик» (ровный выдох на свистящие согласные «с»,
10

«ш», «ф», затем – резкий сброс), «Свеча» (медленный ровный выдох, чтобы воображаемое
пламя свечи ровно отклонялось в одну сторону и максимально долгое время не гасло),
«Трубач» (энергичный выдох на «ПФ»), «Забей мяч в ворота» (резкий, отрывистый выдох,
как бы забивая мяч в ворота), «Порции» (выдохи короткими порциями), «Елочные свечи»
(погасить по очереди 5 или более елочных свечей, не добирая воздуха), выдох в стакан
воды через соломинку (добиваться ровных пузырьков), вдох по очереди то одной, то
другой ноздрей, «Рубка дров» (стоя, руки на ширине плеч, руки над головой сложены в
замок – вдох. На выдох – наклон вперед, одновременно произнести «УХХХ». Повторить
несколько раз). Элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой. Упражнение «Хочу
сказать – не могу» для активизации мышц брюшного пресса (произнести взрывной «Т»,
«Д», «П», «Б», «К», «Г» как бы хочу сказать, но не могу. При этом не перенапрягать
гортань). Прием дыхательного «сброса»
4. 3. Тема: Артикуляционная гимнастика.
Теория: Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении.
Практика:
Гимнастика для губ и языка: покусать язык, щеки, «пошинковать» язык.
Выполнение комплекса упражнений: «Влажная уборка во рту» (круговые движения языком в
обе стороны по 10 раз), «Иголочка» (прокалывание щеки языком), «Конфетка» (пососать
воображаемую конфетку разных вкусов), «Гримасы» (растягивать рот, глядя в воображаемое
зеркало), «Часики»(рот открыт, язык двигается то вправо, то влево, имитируя движение стрелки
часов), «Хобот» (вытянуть губы хоботом), «Лопаточка» (высунуть язык лопаткой), «Лягушонок
улыбается» (улыбаться как можно шире, «до ушей»), «Лошадка» (цокать, работая языком, не
двигая нижней челюстью).

11

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
№

Оборудование

1

Кабинет
мебелью

с

типовой

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Магнитная доска.
Синтезатор
Ноутбук
Магнитофон
Альбом
Цветные карандаши
Счетные палочки
Пластилин
Природный материал
Клей карандаш
Настольные игры.
Дидактические игры
Тематические карточки
Игрушки, изделия ДПИ

Единица
измерения

Количество на
группу

шт

1

шт
шт
шт
шт
шт
шт
наборов
коробок
контейнер
шт
шт
шт
наборов
шт

2
1
1
1
15
15
15
15
5
15
8
8
4

% использования
в ходе
реализации
программы
100
50
30
50
50
50
70
40
40
30
40
30
40
40
50

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Интернет-ресурсы:
1.
http://www.razvitierebenka.com/p/5-7.html
2.
http://e-bookshelf.info/index.php/9-razvitije/44-obuchalochka-sbornikrazvivayushchikh-zadanij-posobie-dlya-detej-5-6-let
3.
http://www.softportal.com/software-38054-okruzshayuschij-mir-interaktivnijtrenazshyor-dlya-doshkolnikov.html
4. мдоу104тольятти.росшкола.рф›…metod…seryakova.pdf
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Владимирова Евгения Александровна.
Воспитатель, высшая квалификационная категория.
Образование высшее, курсы переподготовки, педагогический стаж – 11 лет
УрГППУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В основу программы положены принципы:

научной обоснованности и практической применимости;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями обучающихся;
12


комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования, обучающихся дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию дошкольника
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Формы воспитательной работы
Для реализации педагогических задач используют различные формы
воспитательной работы: этическая беседа, защита проекта, народные праздники,
посиделки, народные забавы, коллективные творческие дела, выставки и другие.
Работа с родителями
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы
имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в
ЦДТ построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не
чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с
педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с
семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при
объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье,
развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной
деятельности.
Задачи сотрудничества с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
- объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Формы работы:
- интерактивная.
- традиционная.
- просветительская.
Проведение дней открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания, оформление информационных стендов, приглашение родителей
на детские концерты и праздники, создание памяток.

2.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Отслеживание результатов образовательной деятельности.
Педагогический мониторинг детей 5-7 лет.
Для решения задач учета и развития индивидуальных способностей детей
разработан педагогический мониторинг (Приложение 1).
Мониторинг проводится дважды в год. Первый раз – в сентябре (после 15 числа)
или октябре, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в
развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Второй раз – в
13

конце мая, для того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года, дать
конкретные советы родителям на лето.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий,
средний, низкий. Оценка результативности образовательного процесса в объединении
включает педагогическое наблюдение уровня развития детей и овладения программным
содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми
(отзывы);
Способы проверки освоения программы - мониторинг освоения детьми
содержания дополнительной общеразвивающей программы с помощью педагогического
наблюдение, беседы, игры).
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
 личностный рост; развитие общительности.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий,
средний, низкий. Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном
возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного
потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого
себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и
сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами здорового образа
жизни, готовность к школьному обучению.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема «Логика» для педагогов
1. «От рождения до школы» — инновационная программа дошкольного
образования. Мозаика-Синтез, Москва, 2021г.
2. «Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра
А.А. Москва, 2020г.
3. «Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург,
Детство – пресс, 2019г.
4. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» —
пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2021г.
6. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2021г.
Детей и родителей
1 Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
2. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
3. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» — вопросы психологии,
№4, 2018г.
4. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис
числа у ребёнка», Москва, 2020г.
5. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
6. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2020г.
Тема «Быстрый карандаш».
Для педагога
1.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 207 с.
2.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, .
3.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
“Просвещение”, 93 с.
4.
Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности. - М.,
5.
Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.:
Просвещение.
6.
Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.:
Педагогическое общество России.
7.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы
объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития.
8.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. “РОСМЭН - ПРЕСС”.
9.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль:
“Академия развития”. 190 с.
10.
И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 5-7 лет».
11.
И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной
и познавательной деятельности дошкольников».
12.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”.
Для родителей и детей
1.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2020.
2.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2020.
15

3.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт –
Петербург: 2018.40 с.
4.
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2019.
5.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2021.
6.
Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.:
Апрель: ACT,
Тема «Речь и речевое общение».
1.
И. Светлова «Повышаем интеллект и эрудицию» «ЭКСМО - пресс» - 2020г.
2.
Энциклопедия для малышей «Я познаю мир» М. «РОСМЭН» 2021г.
3.
Н.А. Карпухина «Знакомство с окружающим миром» В. 2022г.
4.
А.А. Машкова «Ребёнок и окружающий мир» ИТД «Корифей» 2021г.
5.
Г.П. Шалаева «Весёлые уроки» ООО «Издательство «ЭКСМО» 2019г.
6.
С. Кузьмин «Время и календарь» издательство «Книжный дом» 2021г.
7.
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Познавательное развитие» В.2022г.
8.
Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения. Волгоград 2022г.
Для детей и родителей
1.
Л.Ю.Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим
миром, 2020, Москва
2.
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», 2019
3.
Тематический словарь в картинках. – М.: Мир человека. 2021.

16

Приложение 1.
Для изучения коммуникативных навыков детей проводилось наблюдение за
общением детей на занятии и в свободное время (перед началом занятия), во время игр
детей. В процессе наблюдения обращалось внимание на характер общения:
инициативность, умение вступать в игру и активно участвовать в ней, конфликтность
поведения.
Высокий уровень:

ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно
вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по
отношению к незнакомым людям;

ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры
поведения в контактах со сверстниками и взрослыми;

ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но
часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого;

проявляет любовь к родителям, уважение к педагогам;

в общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать
общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила игре и
совместной деятельности;

различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем
поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо
освоил;

имеет представления о том, что «хорошо и что плохо», в оценке поступков
опирается на нравственные представления. его интересам и возможности получить
выигрыш.
Средний уровень:

дети, которые достаточно активны в общении, участвуют в игровых
сообществах, но сами не организовывают игры.

стремятся к общению с другими, но их контакты не продолжительны, они
часто меняют игровые сообщества, сами игр не придумывают, не умеют развивать
игровой сюжет.
Низкий уровень:

конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению
партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют
взрослыми и сверстниками;

не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания,
проявляет равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы или
эмоциональные, физические состояния препятствуют осуществлению задуманного или
желаемого в данный момент;

часто не внимателен к указаниям старших, не замечает своих промахов и
недостатков, критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со
сверстниками;

жалуется на нарушение правил поведения другими детьми, свои промахи
связывает только с виной других детей.
Для изучения познавательной активности детей проводилось наблюдение.
Высокий уровень:

любознательный, активно и заинтересовано познающий мир. Проявляет
разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о
мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности.

17


ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по
собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы,
проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;

умеет применять свои знания на практике;

владеет основами умения учиться.
Средний уровень:

не сформированы возрастные эталонные представления, представления о
мире поверхностны, часто ошибочны;

потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень:

отсутствует интерес окружающему миру (природе, людям, искусству,
предметному окружению). Не способен самостоятельно организовать поисковоисследовательскую деятельность, не выделяет результат познания.
Результаты фиксируются в таблице:
№ п/п
2
2
3
4
5

ФИ ребенка

Познавательная активность
Начало года
Конец года

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области
«Коммуникативные навыки»
ФИ
ребен
ка

Доброжелатель
ный

Знаком с
элементарн
ым
образами
обращений
ко
взрослым

Умеет
Умеет
слышать
поддержив
и слушать ать беседу
собеседни
ка

Н.Г.

Н.Г.

Н.Г
.

К.Г.

К.Г.

1
2
3

18

К.Г
.

Н.Г.

К.Г.

Развитие
Итого
эстетически
х чувств,
эмоциональ
нонравственно
й
отзывчивост
и,
понимания
и
сопережива
ния
чувствам
других
людей
Н.Г. К.Г. Н. К.
Г.
Г.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».