Программа доп.образования Шахматы

1

Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.......................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................. 3
1.1.1. Цели и задачи Программы.......................................................................................... 6
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы .............................................. 7
1.2. Планируемые результаты освоения Программы ........................................................ 9
1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы ................... 10
1.4. Внутренняя система оценки (развивающее оценивание) ................................... 12
качества образовательной деятельности по Программы ................................................ 12
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .................................................................................. 13
2.1. Содержание тематических блоков ............................................................................ 13
2.2. Формы, методы и приемы шахматного образования в МБДОУ ............................ 15
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы 17
2.4. Взаимодействие с родителями ................................................................................... 18
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................. 19
3.1. Материально-техническое обеспечение ..................................................................... 19
3.2. Планирование образовательной деятельности.......................................................... 20
3.2.1. Учебный план ............................................................................................................ 20
3.2.2. Календарное планирование работы с родителями................................................ 21
3.2.3. Перспективно-тематическое планирование занятий по обучению игре в
шахматы детей дошкольного возраста (первый год обучения) ..................................... 23
3.2.4. Перспективно-тематическое планирование занятий по обучению игре в
шахматы детей дошкольного возраста (второй год обучения) ...................................... 27
3.3. Оценочные материалы ................................................................................................. 32
3.4. Список литературы ...................................................................................................... 34

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 №
41 ст. 4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования
призвана обеспечить ... разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их
творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок
приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в
шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и
физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные
психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.
Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних
детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных
учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста
действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие
выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А.
Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем
возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам. Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из
них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 5
летнего возраста.
Шахматы – это гармоничный сплав спорта, науки и искусства. Игра, привлекающая к
себе внимание миллионов людей на планете. Дело занимательное, увлекательное.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей.
Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе
детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством
умственного развития и подготовки детей к школе.
Из опыта работы знаю, что ребята, играющие в шахматы, обладают высокой обучаемостью.
Игра в шахматы способствует развитию личности ребенка, формированию его творческих
способностей, воспитанию важных личностных качеств. Дети способны к самостоятельному
обучению, к решению проблемных задач. Занятия шахматами развивает у детей логичность и
последовательность мышления, умение анализировать, а также укрепляет характер. Ребята
становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют
свою деятельность, поэтому необходимо начинать всеобуч дошкольников.
Дополнительная общеобразовательная программа для старших дошкольников «Ребенка в
мире шахмат» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования и Программы «Шахматы, первый год»,
автор И.Г.Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и
наиболее полному раскрытию способностей детей. Реализация содержания программы
позволяет воплотить многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в детском саду положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, внимание,
восприятие, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в
шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации, позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
3

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по
обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом
занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т.д. важное значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приемов
для развития памяти, приемы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Содержание деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы «Ребенок в мире шахмат».
Программой предусматривается 8 занятий в месяц с сентября по май: 72 шахматных занятия
для воспитанников первого года обучения и 72 занятия для воспитанников второго года обучения.
На каждом из занятий подается элементарный шахматных материал с углубленной
проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении
силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
Программа разработана для детей старших и подготовительных групп в возрасте 5-7 лет.
Объем программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая
деятельность)
Структура для детей», «Фиксики «Шахматы», «Вокруг шахмат»).
-шахматные викторины с подсчётом заработанных очков.
-сеансы одновременный игры, где сеанс может проводить один из учащихся, не зависимо от его
силы. Педагог курирует и помогает (не подсказывает).
Суть подобных перерывов заключается в том, чтобы отвлечь детей от напряжённой
мыслительной деятельности, подготовив тем самым базу для восприятия знаний, уже свежим
взглядом. Но одной из важных причин данного метода заключается в том, чтобы удовлетворить
эмоциональные потребности детей с разными типами восприятия информации.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок,
игровых ситуаций, мнемотехнических приемов.
Перечень способов (физкультминуток), которые применяются в работе с детьми:
-арт-брейки (короткие перерывы с элементами творчества).
-плей-брейки (перерыв в середине занятия с заданием в игровой увлекательной форме).
-спорт-брейки (небольшой перерыв в игровой форме с элементами спорта).
-видео-брейки (просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например о творчестве
известных шахматистов или даже мультфильмы на шахматную тематику («Шахматы
Необходимость разработки программы дополнительного образования в дошкольном
образовательном учреждении определяются спецификой образовательной деятельности,
направленной на раскрытие потенциальных возможностей и способностей воспитанников, ее
творческим характером и имеющимися возможностями для полноценного развития
дошкольников. Дополнительная общеобразовательная программа детей и взрослых «Шахматы»
разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012
ст.75 (Дополнительное образование детей и взрослых); Концепцией содержания непрерывного
образования (дошкольное, начальное звено).Предоставление дополнительных образовательных
услуг и реализация дополнительной общеобразовательной программы для детей «Шахматы»
осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей).Дополнительная
общеобразовательная программа «Шахматы» предназначена для детей дошкольного возраста 5-7
лет.
Нормативной базой разработки являются:
 Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020) ст. 67.1, п.4.
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образованиив
Российской Федерации».
 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон
4

«Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся.
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155.
 Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. От 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года».
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025. Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи.
-

1.1.1. Цели и задачи Программы
Целью внедрения программы «Шахматы» является создание условий для личностного и
интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры
личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Знакомить детей с шахматными фигурами, шахматной доской, учить ориентироваться наней.
2. Знакомить детей с расстановкой шахматных фигур перед шахматной партией, с их начальным
положением, ходом, взятием.
3. Дать детям понятия «шах», «мат», «ничья», «пат».
4. Учить детей правилам рокировки.
5. Учить детей играть короткие шахматные партии, изучение основ шахматной игры.
Развивающие задачи:
1. Формировать навыки мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
2. Развивать познавательные психические процессы: слуховое и зрительно-пространственное
восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторные координации.
3. Развивать творческое и вариативное мышление, способность мыслить и действовать
самостоятельно.
4. Развивать любознательность, самостоятельность, инициативность, коммуникативность.
5. Подготовка ребенка к школе. Дети, играющие в шахматы, лучше воспринимают и
усваивают содержание школьных дисциплин, применяют полученные знания и опыт на
практике, быстрее делают домашнее задание.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
2. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща
играть, заниматься выбранным делом.
3. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
4. Формировать потребность проводить свободное время в социально-значимых целях, занимаясь
различной деятельностью
5. Вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих
силах.

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию

Программы
Принципы:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
каждого участника и всего коллектива в целом.

развития личности
5

- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны.
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
- Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей
снятие всех стрессобразующих факторов обучающего процесса.
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом.
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его
взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и
им систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип творчества – данный процесс сориентирован на приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития.
Организация образовательного процесса основана на индивидуальном и деятельностном подходе.
Подходы:

•
•
•
•

культурно-исторический (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Эльконин и др.);
деятельностный (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
комплексный;
личностный (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и
др.).

1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,
соревнования).
• Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от
начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их
на практике.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- Историю возникновения шахматной игры;
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - Правила хода каждой
фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности;
- Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой; - Различать горизонталь, вертикаль, диагональ; Решать элементарные шахматные задачи.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.
6

К концу второго года обучения дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между
партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль,
диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один
ход.
Личностные результаты воспитанников.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение
общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации
Программы
Дополнительная образовательная программа «Шахматы» для детей старшего дошкольного
возраста разработана на основе программы «Шахматы», первый год» И.Г.Сухина, который
опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в ученом процессе игровых положений с ограниченным
количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение», фигура против
фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; - неспешный
подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
Дополнительное
образование
осуществляется
для
детей
шестого
года жизни
продолжительностью 25 минут и седьмого года -30 минут 2 раза в неделю.
7

Возрастная характеристика детей старшего возраста 5-6 лет
Познавательное развитие
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета,
формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети
называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки;
форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд
– по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако
дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов,
если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В
старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не
только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического
мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут
сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.
Возрастная характеристика детей старшего возраста 6-7 лет
Познавательное развитие
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность
действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического
мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает
развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития
воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить
различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к
стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах
деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый
интерес к печатному слову, математическим отношениям.

1.4. Внутренняя система оценки (развивающее оценивание)
качества образовательной деятельности по Программы
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и
специально-организованной деятельности:
• Коммуникации со сверстниками и взрослыми.
• Игровой деятельности.
• Познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной
активности).
• Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как
развивается умение планировать и организовывать свою деятельность).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1) Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) Оптимизация работы с группой детей.
8

Методика проведения педагогического мониторинга, критерии диагностики
Диагностика детского развития проводится два раза в год: до начала реализации Программы
для определенной возрастной группы и после ее окончания. В ходе образовательной
деятельности педагог создает игровые ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику
детей и скорректировать свои действия. Инструментарий для педагогической диагностики –
карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка в оценочных материалах.

9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание тематических блоков
Название
тематического блока

Дидактические игры и задания

Шахматная
доска.
Шахматная
доска,
белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками.
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных
линий.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей
шахматной доски.

Шахматные
фигуры. Белые, черные,
ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке
все
шахматные фигуры. Каждый из детей на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных
фигур, дети угадывают.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе воспитателя в
один ряд. Дети по очереди называют все шахматные фигуры,
кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия
этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог
загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга, чем отличаются?
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур.
Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону.

Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальная расстановка
фигур.
Начальное
положение
(начальная
позиция);
расположение каждой из
фигур
в
начальной
позиции; правило «ферзь
любит свой цвет»; связь
между
горизонталями,
вертикалями, диагоналями
и начальной расстановкой
фигур.

«Мешочек». Дети по одной вынимают шахматные фигуры и
расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает
детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном
положении, к примеру «Ладья стоит в углу», и бросает мяч комуто из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

10

Ходы и взятие фигур
(основная тема учебного
курса). Правила хода и
взятия
каждой
из
фигур,
игра
на
уничтожение»,
белопольные
и
чернопольные
слоны,
одноцветные
и
разноцветные
слоны,
качество,
легкие
и
тяжелые
фигуры,
ладейные,
коневые,
слоновые,
ферзевые,
королевские
пешки,
взятие
на
проходе,
превращение пешки.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка
формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с
учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура
против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные
фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая
каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижными).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не
перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные
фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной
доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных
фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая
фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры
ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру
на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на
клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но
при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на
две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее
– побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую,
стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при
любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на
уничтожение», но с «заминированными» полями.

11

Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела
(даже такие, на первый взгляд, странные, как «Лабиринт»,
«Перехитри часовых» и т.п., где присутствуют «заколдованные»
фигуры и «заминированные» поля, моделируют в доступном для
детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми
сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом
все игры и задания являются занимательными и развивающими,
эффективно способствуют тренингу образного и логического
мышления.
Цель шахматной партии.
Шах, мат, пат, ничья, мат
в один ход, длинная и
короткая рокировка и ее
правила.

«Шах или не шах». Проводится ряд положений, в которых дети
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить
шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Проводится ряд положений, в которых дети
должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в
тех или иных случаях.

Игра всеми фигурами из
начального положения.
Самые
общие
представления о том, как
начинать шахматную
партию.

«Два хода». Для того, чтобы ребенок научился создавать и
реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим
образом: на каждый ход педагога ребенок отвечает двумя
своими ходами.

2.2. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ
Построение дополнительной образовательной деятельности
основывается
на
адекватный возраст разнообразных формах работы с детьми. В данном образовательной процессе
используются следующие формы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста:
групповая и индивидуальная образовательная деятельность, дидактические игры и задания, игровые
упражнения, головоломки, кроссворды, чтение, рассматривание и обсуждение художественных
книг, просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы, специальные рассказы об интересных
фактах и событиях, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание
стихотворений, продуктивная деятельность (конструирование,
рисование,
аппликация),
творческие задания, коллекционирование, конкурсы, турниры, праздники, викторины, экскурсии.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
Методы обучения, как способы организации дополнительной образовательной деятельности
дошкольников, являются важным фактором успешности усвоения материала, а также развития
логического мышления и личностных качеств. Они влияют на развитие целостной картины мира
ребенка, его способностей, воспитание его потребностей.
12

По источнику передачи и характеру восприятия информации рассматривается классификация
методов, предложенная С.И.Петровским и Е.Я.Голантом: словесные, наглядные, практические.
Следующая классификация методов, предложенная М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером,
позволяет определить характер познавательной деятельности детей и способ усвоения содержания
образования.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядно-образный и репродуктивный
методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски,
обученииправилам игры.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат,
вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход.
Метод проблемного изложения. Разбор позиций разных направлений, творческое их осмысление
помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, стремление самостоятельному
поиску ответа.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности
детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Комплекс приемов:
✓ приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти,
восприятия, воображения (иллюстрирование, демонстрация, презентация, театрализация, и
т.д.);
✓ приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной
деятельности воспитанников (проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование,
моделирование и т.д.;
✓ приемы, активизирующие эмоции воспитанников (драматизация, игра, имитация, праздники,
экскурсии и т.д.);

13

✓ приемы контроля, самоконтроля (самостоятельные работы творческого характера и т.д.);
✓ приемы управления межличностными отношениями (совместное нахождение лучшего решения
и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы «Шахматы» заключается в выбранной тактике
использования традиционных и нетрадиционных форм работы, которые в полной мере решают
все задачи шахматного образования детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в
освоении Программы
Для воспитанников первого года освоения Программы (5-6 лет) приоритетной сферой
инициативы является внеситуативно-личностное общение. Педагог осуществляет следующую
деятельность по поддержке детской инициативы:
•

создает положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и
заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку;
• уважает индивидуальные вкусы детей, их позитивные привычки;
• поощряет созидание по собственному замыслу, обращает внимание на
полезность
будущего продукта для других, доставленную радость окружающим;
• создает условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• помогает детям в решении проблем организации игры;
• привлекает к планированию деятельности коллектива детей на день и более отдаленную
перспективу;
• создает условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по
интересам.
Для воспитанников второго года освоения Программы (6-7 лет) приоритетной сферой
инициативы является изучение. Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержки
детской инициативы:
•
•

вводит адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием
его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
спокойно реагирует на неуспех ребенка и предлагает несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и
т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам испытал;

14

•
•
•
•
•

создает условия (ситуации), позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретя
уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным достижениям,
которые есть у каждого из них;
помогает при необходимости в решении проблем при организации игры;
привлекает к планированию деятельности детского коллектива на день и более отдаленную
перспективу, учитывая и реализуя их пожелания и предложения;
создает условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по
интересам.

2.4.

Взаимодействие с родителями

Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями
воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный
процесс.
В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:
• родительские собрания с использованием слайдовых презентаций («Шахматы – не просто
игра», «Я – дошкольник: дополнительная образовательная деятельность в ДОУ («Ребенок в
мире шахмат») с целью знакомства родителей с содержанием, задачами и методами освоения
детьми игры в шахматы;
• наглядный материал в родительском информационном уголке с целью знакомства родителей с
работой шахматного кружка;
• памятка «Играем вместе» с целью закрепления пройденного материала;
• тематические консультации («В шахматисты прямо из песочницы», «Нужно ли отдавать
ребенка в кружок?» и др.) с целью педагогического просвещения, обеспечения целостного
развития личности дошкольника, повышения компетентности родителей в области
воспитания, ориентирования их на развитие у ребенка потребности к познанию;
• индивидуальные беседы об успехах детей, «Использование детской литературы по изучению
шахмат дома», «Обыгрывание шахматных ситуаций» с целью установления доверительных
отношений между родителями и педагогами, а также привлечение их к сотрудничеству,
оказания своевременной помощи по тому или иному вопросу по шахматам, способствовать
достижению единой точки зрения по этим вопросам;
• оформление мини-музея «Шахматный мир» с целью совместного участия в создании
своеобразной экспозиции в ДОУ;
• анкетирование с целью обеспечения обратной связи с семьей, уточнения представления
родителей о дополнительном образовании в ДОУ, выявление отношения родителей к
вопросам шахматного образования дошкольников в детском саду и его реального
осуществления в семье;
• мастер-класс по обучению игре в шахматы для родителей, не умеющих играть; • мини-турнир
с участием родителей;
• совместные экскурсии в шахматный клуб города;
• оформление опыта семейного воспитания «Наша шахматная семья» с целью освещения
семейного опыта по освоению игры в шахматы, организации совместной деятельности
детей и взрослых (выпуск семейных газет, тематических альбомов с рассказами и т.п.) с
целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника;

15

Предполагаемые результаты по повышению уровня развития
педагогической компетентности родителей ДОУ
Родители

Являются активными участниками педагогического процесса
деятельности с воспитателем дополнительного образования.

в

совместной

Занимают активную позицию на родительских собраниях, совместных праздниках,
проводимых в дошкольном учреждении.
Посещают открытые просмотры занятий.
Информированы о задачах интеллектуальных особенностях развития детей
Становятся не только зрителями, но и полноценными участниками совместно с детьми.
Интересуются видами и формами работы с детьми.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация содержания программы предусматривает наличие демонстрационной доски,
методического набора к ней, демонстрационных шахматных фигур на магнитах, настольных
шахматных досок с набором шахматных фигур по количеству воспитанников.
Из технических средств обучения и воспитания имеются мультимедийный проектор, ноутбук,
колонки. Для успешной реализации содержания программы, рассчитанной на два года обучения,
имеются оборудование и атрибуты, представленные в таблице.
Для воспитанников демонстрационная настенная магнитная шахматная доска с
первого
года комплектом шахматных фигур;
обучения
настольные шахматы и шахматные деревянные доски;
корзиночки для шахмат, дидактические игры для обучения игре в
шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
обучающие презентации по шахматам, простые карандаши; атрибуты для игр (волшебный мешочек, картонное поле, короны
шахматных фигур; конверт).
технические средства обучения: автоматизированное рабочее место
педагога (ноутбук), телевизор; -шахматные тетради.

16

Для воспитанников демонстрационная настенная магнитная шахматная
доска с
второго
года комплектом шахматных фигур;
обучения
настольные шахматы и шахматные деревянные доски;
корзиночки для шахмат, дидактические игры и «ходилки» для
обучения игре в шахматы, кубик с шахматными фигурами и др.;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); - обучающие
презентации по шахматам, простые карандаши; - атрибуты для игр
(волшебный мешочек, картонное поле, короны шахматных фигур; конверт);
-ЛЕПБУК по закреплению пройденного материала в самостоятельной
деятельности;
технические средства обучения: автоматизированное рабочее место
педагога (ноутбук), телевизор; - шахматные тетради.

3.2. Планирование образовательной деятельности
3.2.1. Учебный план
Учебный план для воспитанников первого года обучения.
Направленность
образовательной
деятельности по ДОП

Продолжительность
занятий по ДОП

Социальнопедагогическая 25 мин
Интеллектуальная

Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет
неделя/ кол-во
занятий
2

Год
72

Общее количество
часов
36

Календарный учебный график (5- 6 лет)
Содержание

Возрастная группа - старший дошкольный возраст от 5 до 6
лет

Календарная продолжительность
учебного периода, в том числе:

1 год
36 недель

17

Режим работы
Период обучения

Минимальный
возраст

Максимальное
число Максимальное количество
воспитанников в группе учебных часов в неделю

Сентябрь – май

5 - 6 лет

10

25 минут

Учебный план для воспитанников второго года обучения
Направленность
образовательной
деятельности по ДОП

Продолжительность
занятий по ДОП

Социально-педагогическая
Интеллектуальная

25 минут

Старший дошкольный возраст 6 – 8 лет
неделя/ кол-во Год
Общее
занятий
количество часов
2
72
36

Календарный учебный график (6-7 лет)
Содержание

Возрастная группа - старший дошкольный возраст от 6
до 7 лет

Календарная
продолжительность 1 год
учебного периода, в том числе:
36 недели
Режим работы
Период обучения

Минимальный
возраст

Максимальное
число Максимальное количество
воспитанников в группе учебных часов в неделю

Сентябрь – май

6 - 7лет

10

30 минут

Расписание занятий по дополнительной общеразвивающей программе
«Шахматы»
на 2010-2021 учебный период
Учебный год
Группа
Дни недели
2021-2022
Старшая
вторник
2022-2023
подготовительная
вторник

3.2.2. Календарное планирование работы с родителями
№

Форма
проведения

Сентябрь
1. Консультация

для родителей

Мероприятия по
тематике

Участники

«Вопрос
ответ» Родители
(методические
рекомендации по
организации)

Предполагаемый результат

Помощь
в
вопросах
обучения детей шахматам

Октябрь

18

2

Консультация
для родителей

Консультации
о Родители
подборе развивающих
игр
для
детей
старшего дошкольного
возраста 5-7 лет.

Способствовать
педагогической
родителей.

повышению
культуры

Ноябрь

3

Анкетирование

«Играй
и
развивайся».

Родители

Опрос
родителей
с
целью
изучения мнения родителей о
работе кружка и полученных
детьми знаний за время
обучения.

Декабрь

4

Памятки
–
рекомендации:

Организация
«Домашней
игротеки».

Родители и
воспитатели

Познакомить родителей с играми
интеллектуальной направленности
для дома и улицы.

Январь

5

Индивидуальные
Опросник
Родители
беседы
с «Отношение родителей
рекомендациями для к
интеллектуальному
каждого
развитию
своего
конкретного
ребенка»
ребенка.

Определение эффективности
реализации программы
«Шахматы»

Февраль

6

Памятка

«Интеллектуальное
развитие ребенка дошкольника»

Родители,
воспитатели

Способствовать
повышению
педагогической культуры родителей
и воспитателей.

Март

7

Разъяснительная
,образовательная
работа.

По запросу

Родители

Познакомить родителей со
структурой занятия, формами и
методами проведения.

Апрель

8

Подбор
и
демонстрация
специальной
литературы,
направленной на
развитие
логического
мышления;

Выставка литературы поРодители,
развитию логическоговоспитатели
мышления.

Способствовать
повышению
педагогической культуры родителей
и воспитателей.

Май

9

Показом
Совместные игры в
фрагментов
шахматы.
деятельности детей.

Родители,
воспитатели

Закрепление и обобщение
пройденного материала.

19

3.2.3. Перспективно-тематическое планирование занятий по
обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста (первый год
обучения)
№
Тема занятия Содержание
занятия

Педагогические условия Интеграция

1. Шахматная доска
1.

2.

Знакомство
с
шахматной
доской
Шахматная
доска,
белые и черные поля,
горизонталь,
вертикаль, диагональ,
центр.

Шахматная
доска

Чтение и инсценирование дидактической сказки
«Удивительные приключения шахматной доски».
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные
поля. Чередование белых и черных полей на
шахматной доске. Шахматная доска и шахматные
поля квадратные. Расположение доски между
партнерами.

Чтение и инсценировка дидактической сказки
«Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия.
Количество полей в горизонтали. Количество
горизонталей на доске. Вертикальная линия.
Количество полей в вертикали. Количество

вертикалей на доске. Чередование белых и черных
полей в горизонтали и вертикали. Диагональ.
Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.
Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.
Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Дидактические задания и игры
«Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

2. Шахматные фигуры.
3.
4.

Знакомство с
шахматными
фигурами

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король. Чтение и инсценировка дидактической
сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной
стране». Дидактические задания и игры
Белые,
черные,
«Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная
ладья, слон, ферзь,
фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или
конь, пешка, король.
маленькая».

20

3. Начальная расстановка фигур.
5.

Начальное
положение

(начальная
позиция);
расположение
каждой из фигур в
начальной позиции;
правило
«ферзь
любит свой цвет»;
связь
между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями
и
начальной
расстановкой фигур.

Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур. Дидактические
задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

4. Ходы и взятие фигур
6.

7.

8.

9.

Знакомство с
шахматной
фигурой.
Ладья.
Ладья в игре.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход
(Основная
тема ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры
учебного
курса.) «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле
Правила
хода
и воин», «Кратчайший путь».
взятия каждой из
задания
и
игры
«Захват
фигур,
игра
«на Дидактические
контрольного
поля»,
«Защита
контрольного
поля»,
уничтожение»,
белопольные
и «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две
чернопольные слоны, ладьи против одной, две ладьи против двух),
одноцветные
и «Ограничение подвижности».
разноцветные слоны,
Знакомство с
Место слона в начальном положении. Ход слона,
качество, легкие и
шахматной
тяжелые
фигуры, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны.
фигурой.
ладейные, коневые, Разноцветные и одноцветные слоны. Качество.
Слон.
слоновые, ферзевые, Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и
игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в
королевские пешки,
поле воин», «Кратчайший путь».
Слон в игре.

Дидактические задания и игры «Захват
взятие на проходе,
превращение пешки.

контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон
против слона, два слона против одного, два слона
против двух), «Ограничение подвижности».

21

10.

Ладья
против
слона.

11.

Знакомство с
шахматной
фигурой.
Ферзь.

12.

Ферзь в игре.

Дидактические
задания
и
игры
«Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя),
«Ограничение подвижности».

13.

Ферзь
против ладьи
и слона.

14.

Знакомство с
шахматной
фигурой.
Конь.
Конь в игре.

Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь
против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные
положения), «Ограничение подвижности».
Место коня в начальном положении. Ход коня,
взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические
задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические
задания
и
игры
«Захват
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь
против коня, два коня против одного, один конь
против двух, два коня против двух), «Ограничение
подвижности».

15.

16.

Конь против
ферзя, ладьи
слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин
«стоять под боем». Дидактические задания и игры
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона,
две ладьи против слона, ладья против двух слонов,
две ладьи против двух слонов, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя,
взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические
задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь
против ладьи, конь против слона, сложные
положения), «Ограничение подвижности».

22

Знакомство

Место пешки в начальном положении. Ладейная,

с пешкой.

коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка.
Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Один в поле воин».

18.

Пешка в
игре.

Дидактические задания и игры «Игра на
уничтожение» (пешка против пешки, две пешки
против одной, одна пешка против двух,
многопешечные положения), «Ограничение
подвижности».

19.

Пешка
против
ферзя, ладьи,
коня, слона.

Дидактические задания и игры» Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на
уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против
ладьи, пешка против слона, пешка против коня,
сложные положения), «Ограничение подвижности».

20.

Знакомство с
шахматной
фигурой.
Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля,
взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить
нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь», «Игра на уничтожение»
(король против короля).

21.

Король
против
других
фигур.

Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (король против ферзя,
король против ладьи, король против слона, король
против коня, король против пешки), «Ограничение
подвижности».

17.

5. Цель шахматной партии.
22.
23.

Шах.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от
шаха. Открытый шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай
Шах, мат, пат, ничья, шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
мат в один ход, Дидактическая игра «Первый шах».

23

24. 25.

Мат.

длинная и короткая Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,
рокировка
и
ее пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем,
правила.
ладьей, слоном, пешкой (простые приемы).
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в
один ход».

24

26.
27.

Ставим мат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим
числом шахматных фигур. Дидактическое задание
«Дай мат в один ход».

28.

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры
на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

29.
30.

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
6. Игра всеми фигурами из начального положения.

31.

Шахматная
партия.

32.

Шахматная
партия.

33.

Повторение
программного
материала.

Игра всеми фигурами из начального положения
(без пояснения о том, как лучше начинать
шахматную партию). Дидактическая игра «Два
хода».
Самые
общие
представления о том,
как
начинать
шахматную партию.

Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из
начального положения. Демонстрация коротких
партий.
Повторение программного материала – викторина
«В стране шахмат». Игра всеми фигурами из
начального положения.

3.2.4. Перспективно-тематическое планирование занятий по
обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста (второй год
обучения)
Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация»,
«Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без
жертвы материала», «Шахматная комбинация».
Перспективный план занятий по обучению игре в шахматы (второй год обучения)

№

Тема занятия
Содержание
Повторение изученного материала.

1.

Повторение изученного
материала.

Педагогические условия
Интеграция
Викторина по шахматам за 1 год обучения

Повторение
программного
материала,
изученного за год
обучения

Просмотр диафильма «Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мире
шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.
Шах, мат, пат. Начальное положение.
Игровая практика (игра всеми фигурами из
начального положения).

25

2.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение
пешки. Варианты ничьей. Самые общие
рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта. Задания на мат в один ход.
Демонстрация
коротких
партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры
против целой армии», «Убери лишние
фигуры», «Ходят только белые»,
«Неотвратимый мат». Игровая практика.

Повторение
изученного материала.

1. Краткая история шахмат.

3.

Краткая история
шахмат.

Рождение шахмат.
От чатуранги к
шатранджу.
Шахматы
проникают
в
Европу. Чемпионы
мира
по
шахматам.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.
Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают
в Европу. Просмотр диафильма «Книга
шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат». Чемпионы мира по шахматам.
Игровая практика.

2. Шахматная нотация.
4.

5.

Шахматная нотация.
Обозначение
горизонталей,
вертикалей, полей.

Шахматная нотация.
Обозначение
шахматных фигур и
терминов.

Обозначение
горизонталей
и
вертикалей, полей,
шахматных фигур.
Краткая и полная
шахматная нотация.
Запись шахматной
партии.
Запись
начального
положения.

Обозначение горизонталей, вертикалей,
полей. Дидактические игры и задания
«Назови вертикаль», «Назови горизонталь»,
«Назови диагональ», «Какого цвета поле»,
«Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая
практика. На этом занятии дети, делая ход,
проговаривают, какая фигура с какого поля
на какое идет. Например: «Король с е1 – на
е2».
Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения. Краткая и
полная
шахматная
нотация.
Запись
шахматной партии. Игровая практика (с
записью шахматной партии или фрагмента
шахматной партии).

3. Ценность шахматных фигур.
6.

Ценность шахматных
фигур. Ценность фигур.
Сравнительная
сила
фигур.

Ценность
фигур.
Сравнительная сила
фигур. Достижение
материального
перевеса. Способы
защиты.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и задания» Кто
сильнее», «Обе армии равны». Достижение
материального перевеса. Дидактические
игры и задания «Выигрыш материала»
(выигрыш ферзя). Игровая практика.

26

7.

Ценность шахматных
фигур. Достижение
материального
перевеса.

Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания» Выигрыш
материала» (выигрыш ладьи, слона, коня).
Игровая практика.

8.

Ценность шахматных
фигур.
Способы
защиты.

Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания «Выигрыш
материала» (выигрыш пешки). Способы
защиты. Дидактические игры и задания
«Защита» (уничтожение атакующей фигуры,
уход из-под боя). Игровая практика.

9.

Ценность шахматных
фигур. Защита.

Защита. Дидактические игры и задания
«Защита» (защита атакованной фигуры
другой своей фигурой, перекрытие,
контратака). Игровая практика.

4.

10.

11.

Техника
короля.

матования

одинокого

Техника
матования
одинокого короля. Две

Две ладьи против
короля. Ферзь и

Две ладьи против короля. Дидактические
игры и задания «Шах или мат», «Мат или

ладьи против короля.

ладья
против
короля. Король и
ферзь
против
короля. Король и
ладья
против
короля.

пат», «Мат в один ход», «На крайнюю
линию», «В угол», «Ограниченный король»,
«Мат в два хода». Игровая практика.

Техника матования
одинокого
короля.
Ферзь и ладья против
короля.

Ферзь
и
ладья
против
короля.
Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода».
Игровая практика.

12.

Техника
матования
одинокого
короля.
Ферзь и король против
короля.

Ферзь
и
король
против
короля.
Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода».
Игровая практика.

13.

Техника
матования
одинокого
короля.
Ладья и король против
короля.

Ладья
и
король
против
короля.
Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода».

27

Игровая практика.

28

5. Достижение мата без жертвы материала
14.

Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения на
мат в два хода в
эндшпиле.

15.

Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения на
мат в два хода в
миттельшпиле.

16.

Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения на
мат в два хода в дебюте.

Учебные положения
на мат в два хода в
дебюте,
миттельшпиле
и
эндшпиле (начале,
середине и конце
игры). Защита от
мата.

Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры
и задания «Объяви мат в два хода». Защита
от мата. Дидактические игры и задания
«Защитись от мата». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода». Защита
от мата. Дидактические игры и задания
«Защитись от мата». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в
дебюте. Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Защита от мата.
Дидактические игры и задания «Защитись
от мата». Игровая практика.

5. Шахматная комбинация.
17.

18.

19.

Матовые комбинации.
Темы комбинаций. Тема Достижение мата
отвлечения.
путем
жертвы
шахматного
материала (матовые
Матовые комбинации.
комбинации). Типы
Тема завлечения.
матовых
комбинаций: темы
разрушения
Матовые комбинации.
Тема блокировки.

20.

Матовые комбинации.
Тема
разрушения
королевского
прикрытия.

королевского
прикрытия,
отвлечения,
завлечения,
блокировки,
освобождения

21.

Матовые комбинации.
Тема освобождения
пространства. Тема
уничтожения защиты.
Тема «рентгена».
Матовые комбинации.
Другие
шахматные
комбинации
и
сочетание приемов.

пространства,
уничтожения защиты
и др. Шахматные
комбинации, ведущие
к достижению
материального
перевеса.
Комбинации для
достижения ничьей

22.

Матовые комбинации. Темы комбинаций.
Тема отвлечения. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема завлечения.
Дидактические игры и задания «Объяви
мат в два хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема блокировки.
Дидактические игры и задания «Объяви
мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема освобождения
пространства. Тема уничтожения защиты.
Тема «рентгена». Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода». Игровая
практика.

Матовые комбинации. Тема разрушения
королевского прикрытия. Дидактические
игры и задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.

Матовые комбинации. Другие шахматные
комбинации и сочетание приемов.
Дидактические игры и задания «Объяви
мат в два хода». Игровая практика.

29

23.

Комбинации, ведущие к
достижению
материального
перевеса.
Тема
отвлечения.
Тема
завлечения.

24.

Комбинации, ведущие к
достижению
материального
перевеса. Тема
уничтожения защиты.
Тема связки.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального
перевеса.
Тема
освобождения
пространства.
Тема
перекрытия

Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема уничтожения
защиты. Тема связки. Дидактические игры
и задания «Выигрыш материала». Игровая
практика.

26.

Комбинации, ведущие к
достижению
материального
перевеса.
Тема
превращения пешки.

Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса.
Тема
превращения пешки. Дидактические игры
и задания «Проведи пешку в ферзи».
Игровая практика.

27.

Комбинации, ведущие к
достижению
материального
перевеса.
Сочетание
тактических приемов.

Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Сочетание
тактических приемов. Дидактические
игры и задания «Выигрыш
материала».

28.

Комбинации
для
достижения ничьей.
Патовые комбинации.

Игровая практика.
Комбинации для достижения ничьей.
Патовые комбинации. Дидактические
игры и задания «Сделай ничью».
Игровая практика.

29.

Комбинации
для
достижения
ничьей.
Комбинации на вечный
шах.

Комбинации для достижения ничьей.
Комбинации на вечный шах.
Дидактические игры и задания «Сделай
ничью». Игровая практика.

30.

Типичные комбинации в
дебюте.

Типичные комбинации в дебюте.
Дидактические игры и задания «Проведи
комбинацию». Игровая практика.

25.

(комбинации
на Комбинации, ведущие к достижению
вечный шах, патовые материального перевеса. Тема отвлечения.
комбинации и др.).
Тема завлечения. Дидактические игры и
задания «Выигрыш материала». Игровая
практика.

Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса.
Тема
освобождения
пространства.
Тема
перекрытия. Дидактические игры и
задания «Выигрыш материала». Игровая
практика.

30

31.

Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).

Типичные комбинации в дебюте (более
сложные примеры). Дидактические игры и
задания «Проведи комбинацию». Игровая
практика.

Повторение программного материала
32.

Повторение
программного
материала

33.

Повторение
программного
материала

34.

Повторение
программного
материала

Дидактические игры и задания. Игровая
практика.
Повторение
программного
Дидактические игры и задания. Игровая
материала,
изученного за первый практика.
и
второй
год
обучения
Дидактические игры и задания. Игровая
практика.

3.3. Оценочные материалы
Критерии оценки -1 год обучения»
2 (высокий). Ребенок имеет представление о «Шахматном королевстве», истории шахмат.
Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и
правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о
приемах взятия фигур. У ребенка развита познавательная активность, логическое мышление,
воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет
планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита
ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
1 (средний). Ребенок имеет представление о «Шахматном королевстве», истории
шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей,
показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходов шахматных фигур
и их отличия. Путает понятия «равно», «не равно», «больше», «меньше».
0 (низкий). Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали,
диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные
фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

31

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной
игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомство с шахматной нотацией,
творчеством выдающихся шахматистов, обучение решению шахматных задач.
Критерии оценки - 2 год обучения.
2 (высокий) Ребенок имеет представление о «Шахматном королевстве», истории шахмат.
Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и
правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает
важность первых ходов. Имеет понятие о приемах взятия фигур. Умеет самостоятельно
выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром
темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать
свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и
смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет
понятие «рокировка», «шах и мат». Умеет записывать шахматные партии.
1 (средний) Ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клетку, в
умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть
их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает
понятия «равно», «не равно», «больше», «меньше».
0 (низкий) Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали, диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.
Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятия о
«рокировке»,
«Шах и мат». Не умеет записывать шахматные партии.
(См. в приложении таблицы диагностического обследования детей первого и второго года обучения
по программе «Ребенок в мире шахмат»)

32

3.4. Список литературы
1. Весела, И. Шахматный букварь [Текст]/ И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [Текст]/ В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература,
1980;
3. Сухин, И. Г. Автореферат «Дидактическое обеспечение развития способности действовать в
уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы / И.Г.Сухин. – Москва – 2008 г.
4. . Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [Текст]/ И. Г. Сухин. — Испания: Издательский
центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
5. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
6. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [Текст]/ И. Г. Сухин. — Ростов
н/Д: Феникс, 2004;
7. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000; 9.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для
1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы [Текст]/ И. Г. Сухин – Обнинск
Духовное возрождение, 1998;
10. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя [Текст]/ И. Г. Сухин.
— Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
Интернет-ресурс:
1. [Электронные ресурс] http://www.chess-master.net/articles/3.html
2. [Электронный ресурс] http://www.shahmatik.ru/
3. [Электронный ресурс] http://webchess.ru/ebook/
4. [Электронный ресурс] http://chesshmao.ru/?p=4364/
5. [Электронный ресурс] http://chess555.narod.ru/ wseobuch4.htm/

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».