Программа доп.образованияРисование

Пояснительная записка
По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность – это «такая деятельность
человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой
деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или
чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке».
В.А. Бухвалов описывает творческую деятельность, как главный интеллектуальный
капитал личности человека, определяющий успех в жизни. «Творческая деятельность –
это то, что нельзя купить ни за какие деньги, этому можно только научиться»
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих
способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр.
Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны,
как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой
стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых
творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны,
детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от
него ожидать.
Для того чтобы выразить свои эмоции, ребёнку необходимо какое-нибудь
подходящее творческое занятие. Ведь развитие малыша происходит через познание
окружающего его мира. Неважно, сколько лет юному созидателю, важно, чтобы занятие
нравилось именно ему, а не его родителям и воспитателям.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором
развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых
невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в
применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление,
целенаправленность.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и
творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие
способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет
плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая
детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи.
Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное
эмоциональное состояние любого ребенка.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в
себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое
место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
В старшей группе осуществляется предметное, сюжетное рисование и рисование
по замыслу. Дети уже овладели основными формообразующими движениями,
направленными на изображение самых разнообразных предметов круглой, овальной,
прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий.
Движения рук в процессе изображения предметов стали более свободными, уверенными;
2

расширились представления детей о цвете: они усвоили названия нескольких цветов и
оттенков; в конце года могли самостоятельно приготовить розовый, голубой цвета. Это
значительно расширяет изобразительные возможности детей старшей группы, позволяет
усложнить содержание рисунков, создает условия для дальнейшего развития их
творчества.
В старшем дошкольном возрасте в педагогический процесс включаются разные
виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов;
создание сюжетных композиций в рисовании. Декоративную деятельность мы включаем в
процесс работы для создания изображений по замыслу.
Развитие творческих способностей детей этого возраста связано прежде всего с
обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений, развитием
воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, искусству,
художественно-эстетическим деятельностям.
Актуальность :
Дошкольное образование является важной основой непрерывного образования
подрастающего поколения, где закладываются первые азы познания ценностей
окружающего мира ребенка. На современном этапе развития нашего государства, на фоне
экономических и политических изменений, приоритетной задачей дошкольного
образования является всесторонне развитие личности.
В связи с этим особую актуальность приобретает развитие у дошкольников
изобразительного творчества, формирование творческих умений, осознание чувства
прекрасного. Актуальность исследуемой проблемы объясняется, прежде всего,
концептуальными взглядами на творчество как на один из главных компонентов
личностной культуры.
Новизна и отличительная особенность программы:
Наряду с традиционными методами художественного творчества, в программе
широко используются нетрадиционные техники рисования, что несет в себе
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и
способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные,
нестандартные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного
рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Практическая значимость программы:
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно
мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок
начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами,
увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей
думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагогическая целесообразность:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих
способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных
материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так
как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В
связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского
интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
3

Цель программы:
Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии,
воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию
интересных работ, вкладывая в них все свои замыслы.
- Формировать гармонично развитую личность.
- Воспитывать желание реализовывать свои мысли в творчестве.
- Развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость через
знакомство с художественной культурой.
- Изучать процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных
техник рисования.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе
ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования, опираясь на
интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества
детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества
взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
- Обогащать знания, умения в области разных видов изобразительной деятельности.
- Разрабатывать системы планирования и творческих заданий по развитию
изобразительного творчества детей.
- Активизировать разнообразную продуктивную деятельность как совместной с
взрослыми, так и самостоятельную .
- Обогащать представления детей об искусстве как основе развития творчества.
- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт,
развивая органы восприятия; зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об
основных формах предметов и объектов природы.
- Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы,
замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих
облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как
изменяется освещение предметов на солнце и в тени) .
- Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством, расширять
представления о народных игрушках. Знакомить с национальным декоративно –
прикладным искусством; с другими видами декоративно – прикладного искусства.
- Развивать декоративное творчество детей.
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с
использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой,
скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для
занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять
рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Основа содержания программы по рисованию – ознакомление детей с различными
видами художественной деятельности; с различными материалами и их свойствами;
знакомство с техникой выполнения заданий. В процессе занятий дети приобретают
определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется
эстетическое видение окружающего мира.
4

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:
-Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом дидактических принципов
общей и специальной педагогики:
-Принцип комплексного, системного и целостного подхода как один из основных
принципов в воспитании, развитии, образовании, диагностики и коррекции детей.
-Принцип гуманизма заключается в требовании «не навреди» Любая совместная
деятельность с ребенком должна помочь развитию дошкольника. Нужно верить в будущее
ребенка, беречь ребенка от психического и физического насилия; научить педагогов и
родителей действовать в поле деятельности «ребенок – взрослый»;
-Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу
доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
- Принцип сотрудничества позволяет вывести отношения взрослого и ребенка на уровень
«субъект - субъектных» отношений;
-Принцип вариативности. Свободная, самостоятельная, творческая успешная
саморазвивающаяся личность рождается только в ситуации выбора.
-Принцип доступности позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности
ребенка.
Предполагаемый результат:
-У детей сформированы навыки коллективного творчества.
-Способны соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образа,
заданного взрослым, осуществляет подготовку своего рабочего места к изобразительной
деятельности, а затем убирает материалы и оборудование.
-При создании рисунка начинают овладевать умениями работы по правилу и образцу.
-Используют способы различного наложения цветового пятна и цвета, как средства
передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке
главного:
- Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных
целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии:
-Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;
создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой
работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто
комментируют свою творческую работу;
-Украшают созданные изображения;
-Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,
композиция);
-Знают особенности изобразительных материалов;
-Создают изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения;
используют разнообразные композиционные решения, различные изобразительные
материалы.
Режим занятий:
Старшая группа — количество занятий – 2 в неделю
Длительность занятия в старшей группе -25 мин. (время может варьироваться в
зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога)
Материальное обеспечение:
Устойчивые столы с легко моющим покрытием;
Изобразительные материалы и принадлежности (гуашь, тушь, акварель, восковые мелки,
простые карандаши, пастель, уголь, сангвина);
Кисти разных размеров и жесткости, емкости для воды, губки, салфетки;
5

Бумага, тонированная и цветная, картон, трафареты, шаблоны, печатки, трубочки для
коктейля, клей ПВА, пробки, искусственные цветы, пенопласт;
Сухие листья, картон, одноразовые вилки, ватные палочки, соль, свечи и др.
нетрадиционные материалы.
Репродукции картин известных художников, изделия мастеров народных промыслов
России, тематический подбор картинок, фотографий, развивающие игры.
Диагностика выявления уровня подготовки дошкольников:
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их
творчества (Т.С.Комарова)
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма:
3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются,
чётко передано движение;
2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены
неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция:
3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении
разных предметов;
2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность
предметов передана неверно.
Цвет:
3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и
оттенков,
1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном
цвете.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.

2.

3.

Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет
навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает
затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует
однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и
критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку
взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован
процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка
отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания
самостоятельно,
в
случае
необходимости
обращается
с
вопросами,
самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется
незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность
изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл –
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с
вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному
раскрытию замысла.

6

Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий
уровень.
Структура занятия:
Вводная часть:
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить
эмоциональный контакт с детьми.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
В неё входят художественное слово, игры, слушание песенок, мелодий, рассматривание
альбомов, произведений искусства, беседы о художниках, объяснение материала, показ,
рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на
активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей
дошкольников.
Продуктивная часть:
Это основная часть занятия, которая предусматривает непосредственно продуктивную
деятельность детей - рисование, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные
виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала:
природного, атрибуты для нетрадиционного рисования.
Завершающая часть:
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания
коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр. А также закрепление
положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ
деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На
практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии
проводится физминутка. по теме занятия.
В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.
Учебно–тематический план
Тема
1.Цветовой круг
2.Какого цвета осень?

Часы (мин)
Теория
10
10

Практика
15
15

3.Бабушкин компот.

10

15

4.Волшебный лес.

10

15

5.Ёжик с яблоком.

10

15

6.По небу тучи бежали, птиц в дальний путь
отправляли.
7.Волшебные листья.

10
10
10

15

8.Невидимый натюрморт.

10

15

9.Мой домашний аквариум.

10

15

10.Мы медузы, мы медузы…

10

15

11.Северное сияние.

10

15

15

7

12.Как прекрасен этот мир.

10

15

13.Первый снег.

10

15

14.Волшебные узоры.

10

15

15.Ёлочка – красавица в гости к нам пришла.

10

15

16.Письмо для Деда Мороза.

10

15

17.Зима – волшебница..

10

15

18.Валенки, да валенки...

10

15

19.Белая метелица по дороге стелиться.

10

15

20.Весёлые снеговики.

10

15

21.Дымковская игрушка.

10

15

22.Снежный мишка.

10

15

23.Снегири – вестники зимы.

10

15

Кружатся снежинки.

10

15

24.Поздравительный коллаж к 8 Марта.

10

15

25.Солнышко на ножке - одуванчик

10

15

26.Веселые матрёшки.

10

15

27.В гостях у сказки.

10

15

28.Музыкальные фантазии.

10

15

29.В наш сад пришла весна.

10

15

30.Прилет птий.

10

15

31.Безграничный космос.

10

15

32.Салютов волшебство.

10

15

33.На дне морском.

10

15

34.Жар – птица.

10

15

35. Полет фантазии

10

15

Календарно – тематический план занятий

8

месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентяб
рь

Цветовой круг

Познакомить с основными и вторичными
цветами; вызвать у детей интерес к
изобразительному искусству.
Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы.
Развивать эстетические познавания о
цветах, познакомить с дополнительными
цветами. Учить смешивать основные
цвета и получать новые. Изобразить по
замыслу с учетом теплого цвета.
Различать холодные и теплые цвета.

Какого цвета
осень?

Октябр
ь

«Бабушкин
компот»

Познакомить детей с новым видом
изобразительной технике – печатание
фруктами. Упражнять в печатании.
Развивать чувства композиции
световосприятие, память,
наблюдательность. Обобщить знания о
фруктах и ягодах.

«Волшебный
лес»

Воспитывать интерес к осенним
явлениям природы, эмоциональную
отзывчивость на красоту осени.
Познакомить с новым видом
изобразительной техники - «печать
растений». Развивать у детей видение
художественного образа и замысла через
природные формы. Развивать чувства
композиции, цветовосприятия.

«Ёжик с
яблоком»

Учить отражать особенности
изображаемого предмета, используя
нетрадиционные изобразительные
техники. Развивать чувство композиции.
Совершенствовать умение работать в
различных техниках.

«По небу тучи
бежали, птиц в
дальний путь
отправляли»

Рисование смятой бумагой.
Учить новому способу рисования,
воспитывать интерес к художественному
экспериментированию, развивать мелкую
моторику.

Методические приемы

1.Рассказ педагога.
2.Практическая работа.
3.Итог.
1.Вводная беседа по
картине
И.Левитана «Золотая
осень»
2.Самостоятельная
работа детей.
3.Итог.
1.Вступительная
беседа.
Освоение техники
печатание фруктами
(оттиск).
2.Самостоятельная
работа детей.
1.Итог.
1.Беседа по картине
В.Паленова
«Золотая осень»
Показ рисования печатания.
2 Освоение техники
печатания растениями.
Самостоятельная
работа.
3.Итог.
1.Беседа о лесных
животных.
Показ необычного
способа рисования
с помощью вилки.
2.Практическая работа.
3.Итог.
1.Отгадывание загадок.
Рассматривание
иллюстраций.
Демонстрация
рисования .
2.Самостоятельная
деятельность детей.
3.Итог.

9

«Волшебные
листья».
Коллективная
работа.

«Невидимый
натюрморт»

«Мой домашний
Ноябрь аквариум»

«Мы медузы, мы
медузы…»

«Северное
сияние»

«Как прекрасен
этот мир»

«Первый снег»
Декабр
ь

Учить создавать рисунки техникой
пластилинографии. Формировать
эстетическое отношение к
действительности, развивать
наблюдательность. Развивать чувство
цвета, мелкую моторику. Воспитывать
аккуратность.
Познакомить с техникой рисования
свечой. Развивать воображение,
творческое мышление.
Учить составлять натюрморт из фруктов,
определять форму, величину, цвет и
расположение различных частей,
отображать эти признаки в рисунке.
Рисование акварелью по восковым
мелкам. Продолжаем изучать свойства
сочетания акварели с воском.
Упражняемся в аккуратном
закрашивании изображений рыбок и
водорослей нарисованных восковыми
мелками, акварелью.
Совершенствовать умение делать
отпечатки ладони и дорисовывать их до
определенного образа (медузы осьминоги). Развивать воображение,
творчество. Воспитать у ребенка
художественный вкус.
Познакомить с новой техникой –
монотипия. Совершенствовать умения в
данной технике. Помочь в создании
выразительного образа. Развивать
чувство цвета.
Развивать воображение, творчество,
учить передавать образ природы в
рисунках, использовать различные
способы. Вызвать интерес к сказочному
образу. Учить наклеивать персонажей
вырезанных из журналов.

Набрызг. Учить новым способам
рисования. Развивать фантазию,
воображение. Учить дорисовывать
недостающие детали.

1.Вступительная
беседа.
2.Самостоятельная
работа детей.
3.Итог.
1.Рассматривание
иллюстраций с
натюрмортами.
Демонстрация техники.
2.Самостоятельная
деятельность детей.
3.Итог.
1Отгадывание загадок.
Беседа.
2.Самостоятельная
деятельность детей.
3.Итог.
1.Вступительная
беседа. Слушание
песенки.
Рассматривание
картинок.
2.Самостоятельная
работа детей.
3.Итог.
1.Вступительная
беседа.
Демонстрация техники
2. Практическая работа.
3.Итог.
1.Вступительная
беседа.
Учим сочетать
рисование и
аппликацию.
Демонстрация
каллажей.
2.Самостоятельная
работа детей.
3.Итог.
1.Вступительная
беседа.
Стихи о снеге.
Демонстрация техники.
2.Практическая работа.
3.Итог

10

Январь

«Волшебные
узоры»

Познакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой черно-белого
граттажа. Упражнять в использовании
таких средств выразительности, как
линия, штрих.

«Ёлочка –
красавица в
гости к нам
пришла»

Рисование ладошками. Оттиск пробкой.
Учимся рисовать в данной технике.
Развивать композиционные умения.
Упражняемся в изображении елочных
бус с помощью печатания пробкой.
Учимся чередовать бусины по цвету.
Воспитываем аккуратность.

«Письмо для
Деда Мороза»

Создать предпраздничное нестроение.
Учить изображать детей свои желания и
эмоции через рисунок, самостоятельно
выбирать и выполнять работу в
понравившейся технике. Развивать
фантазию при выборе содержания и
способов изображения.
Продолжать учить детей самостоятельно
передавать сюжет зимнего пейзажа с
использованием нетрадиционных техник
рисования. Развивать интерес детей к
изобразительному творчеству
посредством использования
нетрадиционных техник рисования.
Учить рисовать солью.
Продолжаем знакомить с техникой
рисования - печать, развивать
воображение и инициативу. Закрепляем
умение украшать предмет различными
печатками.
Знакомимся с приемом рисования
веревочками. Ниткография. Учимся рисо
вать в данной технике. Развивать
воображение, ассоциативное мышление.

«Зима –
волшебница»

«Валенки, да
валенки…»

«Белая метелица
по дороге
стелится…»
«Весёлые
снеговики»

Феврал
ь

Дымковская
игрушка
(рисование
декоративное)

Продолжаем совершенствовать умение
делать отпечатки ладони и дорисовывать
их до определенного образа ( снеговики).
Создаём радостное, настроение,
положительные эмоции у детей.
Продолжать развивать фантазию и
образное мышление.
Закрепить умения рисовать с помощью
силуэта.
Познакомить с дымковской игрушкой,
воспитывать эстетическое восприятие
изделий народных мастеров

1.Вступительная
беседа.
Рассматривание
иллюстраций.
2.Самостоятельная
работа .
3.Итог
1.Чтение
стихотворения.
Показ приемов
рисования.
2.Самостоятельная
деятельность детей.
3.Итог.
1.Чтение стихов.
Рассказ о традиции
справлять Новый год.
2.Самостоятельная
работа.
3.Итог
1.Загадывание загадки.
Чтение рассказа о зиме
2.Самостоятельная
деятельность детей.
3.Итог

1.Рассматривание
образцов. Беседа.
2.Самостоятельная
деятельность детей
3.Итог.
1.Беседа.Чтение
стихотворения.
2.Самостоятельная
деятельность детей.
3.Итог.
1.Чтение
стихотворения
Беседа. Загадывание
загадки.
2.Самостоятельная
деятельность детей.
3.Итог.
1.Рассматривание
дымковской игрушки.
Рассказ.
2.Самостоятельная
деятельность детей
11

Закрепить умение украшать дымковским
узором простую фигурку. Развивать
умение передавать колорит узора

3.Итог.

«Снежный
мишка»

Учим детей рисовать красками,
используя ватные палочки (пуантилизм);
формировать интерес и положительное
отношение к рисованию.

«Снегири –
вестники зимы»

Учимся рисовать карандашами.
Осваиваем техники штриховки и
растушовки. Формировать у детей
обобщённое представление о птицах;
пробуждать интерес к известным птицам;
расширять знания о перелётных птицах;
упражнять в рисовании снегирей
карандашами. Учить строить простую
композицию
Вызвать интерес к рисованию в техники
фроттаж, стремление передавать образ
этой забытой техникой, добиваться
выразительного образа. Закреплять
умение использовать карандаши,
трафареты. Развивать аккуратность.

1.Вводная беседа.
Рассматривание
иллюстраций.
2.Самостоятельная
работа детей.
3.Итог.
1.Вводная беседа.
Загадки.
Рассматривание
иллюстраций.
2.Самостоятельная
работа детей.
3.Итог.

«Кружатся
снежинки»

Март

«Поздравительн
ый коллаж к 8
Марта»
(рисование +
аппликация)
«Солнышко на
ножке –
одуванчик»

«Веселые
матрешки»(рисо
вание
декоративное)

«В гостях у
сказки»

Развивать воображение, творчество,
учить использовать различные техники в
коллективной работе.

1.Слушание
музыкальных
произведений.
Рассматривание
снежинок. Показ
техники.
2.Самостоятельная
деятельность детей
4.Итог.
1.Рассказ педагога.
2.Практическая
совместная работа.
3.Итог.

Осваиваем метод тычка. Закреплять
умение самостоятельно рисовать
методом тычка цветы, умение рисовать
тонкой кисточкой листья и стебли.
Расширять знания о весенних цветах.

1.Рассказ педагога.
Беседа по картине
И.Левитана
«Одуванчики»
Демонстрация техники.
2.Практическая работа.
3.Итог
Знакомство с матрешкой как видом
1.Беседа-знакомство с
народной игрушки. Рисование матрешки народной игрушкой.
с натуры, передавать форму, пропорции и Рассматривание
элементы оформления «одежды».
матрешки и ее
особенностей.
2.Практическая
деятельность.
3.Итог
Учить рисовать простые сюжеты по
1.Загадывание загадки.
мотивам сказок. Подвести к пониманию
Чтение сказки Сутеева
обобщенного способа изображения
«Утенок и цыпленок»
разных животных(цыпленок и утенок).
Рассматривание
12

«Музыкальные
Апрель фантазии»

Май

Развивать самостоятельность,
уверенность. Учить рисовать с помощью
поролонового тампона по трафарету.
Развивать чувство композиции.
Развивать чувство цвета посредством
музыки и рисования. Совершенствовать
умение соотносить цвет с музыкой,
опираясь на различие наиболее ярких
средств музыкальной выразительности
(темп, динамику, ритм и др.)
Стимулировать творчество детей к
импровизации с цветовым пятном.
Развивать композиционные навыки в
компоновке общего панно.

картинок.
2.Самостоятельная
деятельность детей.
3.Итог.
1.Слушание
музыкального
произведения
«Музыкальный
калейдоскоп»
2.Работа детей по
впечатлениям
от прослушанной
музыки.
Выбор техники по
желанию детей.
3.Итог
1.Рассказ и
демонстрация новой
техники
«кляксография»
2.Практическая работа.
3.Итог
1.Рассматривание
реподукции
«Грачи прилители»
Беседа о перелётных
птицах.
2.Продуктивная
деятельность.
3.Итог.
1.Беседа о космосе.
Рассматривание
альбомов,
иллюстраций.
Чтение стихов.
2.Совместная работа
над коллажом.
3.Итог

«В наш сад
пришла весна»

Учить изображать цветущие деревья с
помощью техники «кляксография»,
строение дерева. Развивать эстетическое
восприятие, любовь к природе, желание
передавать ее красоту.

«Прилет птиц»

Закрепляем сочетание нетрадиционных
техник рисования. Оттиск смятой
бумагой, тычок сухой жесткой кистью.
Закреплять знания детей о перелетных
птицах. Воспитывать любовь к природе.

«Безграничный
космо»
Коллективная
работа

Учить создавать образ звездного неба,
используя смешение красок, набрызг.
Развивать цветовосприятие. Упражнять в
рисовании с помощью данной технике и
технике коллаж. Развивать умение
самостоятельно располагать изображение
на листе бумаги. Развивать чувство
прекрасного, желание создавать что-то
нетрадиционное. Вызывать
эмоциональное отношение к образу.
Учить создавать образы используя
«На дне морском»
смешение красок, набрызг, кляксография
и печать по трафарету. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в рисовании
с помощью данных техник и их
комбинации.

«Салютов
волшебство»

13

«Жар – птица»
«Полет
фантазии»
Итоговое
занятие.
Организация
выставки работ.

Познакомить с народными традициями в
изображении птиц, научить рисовать
предметы сложной формы от общего к
деталям.
Закреплять умение детей рисовать
понравившейся техникой. Развивать
интерес к самостоятельной
художественной деятельности.
Воспитывать эстетические чувства,
усидчивость, аккуратность в работе,
желание доводить начатое дело до конца.
Самостоятельная работа, техника
рисования по выбору детей.

1.Чтение
стихотворения.
Показ игрушки
павлина. Объяснение
2.Самостоятельная
деятельность детей.
3.Итог.
1.Беседа –подведение
итогов.
2.Самостоятельная
работа .
3.Итог-выставка

Заключение
Ребенок взрослеет, и его художественные способности развиваются по мере накопления
им новых знаний об окружающем мире. Не судите строго, если Ваш ребенок сегодня не
слишком узнаваемо нарисовал бабочку, слепил медведеобразного зайца или
сконструировал вверх-тормашками дом. Ребенок – самое непосредственное существо,
которое само может научить нас видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, а не
через навязанные обществом стереотипы.
Целенаправленное руководство со стороны педагога поможет успешному
развитию детского изобразительного творчества, освоению всевозможных техник
изобразительной деятельности, которые подарят детям радость познания, творчества.
Методическое обеспечение план – программы
1. Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011г.
№7(72)
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с.
3. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005
5. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного
М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
6. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
– 144с., 16л. вкл.
7. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному
развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
8. Никитина А. Нетрадиционные техники рисования//Каро 2010.-96с.,ил.
9. Шайдурова Н. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет. Учебное пособие//
Детство-пресс 2017г. 112с
10. Шайдурова Н. Весёлые матрёшки //Детство – пресс 2012г.,72с.
11. Швайко Г. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Подготовительная к школе группа. Программа, конспекты //ВЛАДОС 2008г., 176с.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».