Программа допобразования ЕДИНОБОРСТВО

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Планируемые результаты

4

2.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

5

2.1.

Форма обучения

5

2.2.

Количество занятий

5

2.3.

Место проведения

5

2.4.

Средства обучения

5

2.5.

Методы обучения

6

3.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

3.1.

Учебно-тематический план

7

3.2.

Перспективный план

8

3.3.

Комплекс подвижных игр

14

4.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

17

4.1.

Диагностика физической подготовленности детей

17

4.2.

Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и
специальной физической подготовленности по восточным
единоборствам (самбо)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Спортивное оборудование и инвентарь

18

Литература

21

5.
5.1.

20
20

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Организация в образовательных учреждениях физкультурно-спортивных СЕКЦИЙ
– одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни,
привлечению детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Слагаемыми
физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие,
оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической
культуры.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста разработана в
соответствии с:
– Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года. ООН 1990,
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями и дополнениями от 17.02.2021,
– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155,
– Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
– СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»,
– Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский
сад № 186,
– Приказом МО РФ и МЗ РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и
спорту, РАО № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса
физического воспитания в образовательных учреждениях РФ».
Актуальность. Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том,
что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным
функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности
скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений,
выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду
необходимо проводить дополнительные занятия по физическому развитию детей и
укреплению здоровья.
Цель: Создание оптимальных условий для полноценного развития двигательных
способностей и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
 научить элементам, разнообразным комбинациям тактики и техники самбо,
техническим приемам борьбы самбо;
 развить физические качества воспитанников, кондиционные и координационные
способности; формировать осанку и корректировать функциональные возможности
ребенка;
 освоить основные понятия, классификацию и терминологию гигиены, анатомии;
 организовать досуг, активный отдых, восстановительные мероприятия;
 воспитать чувство патриотизма, морально-волевые и нравственные качества детей.
Принципы построения программы
Программа построена на общепринятых педагогических принципах:


Систематичности и последовательности. Для полноценного физического
совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и
повторение его на последующих занятиях.

Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо
учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную
двигательную нагрузку совместно с медицинской сестрой.

Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
 Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного
общения с взрослым и сверстниками.

Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное
создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного
опыта.
 Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается
ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в
котором двигательные ощущения играют важную роль.
Сроки реализации и контингент: программа предназначена для детей 4 - 7 лет,
рассчитана на три учебных года.
1.2. Планируемые результаты
 Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств
воспитанников, укрепление здоровья.
 Освоение обучающимися системы знаний в области физической культуры и
спорта, гигиены.
 Устойчивость интереса, мотивации к занятиям самбо и к здоровому образу жизни.

Сформированность нравственных, морально-волевых качеств личности,
убеждений, взглядов, идеалов.
 Умение правильно выполнять броски и страховку.
Формы отслеживания результатов освоения программы
 контрольные занятия, для которых разработаны контрольные упражнения и
нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической
подготовленности по спортивному самбо.
 подготовка показательных номеров программы для детских праздников и
развлечений
 участие в мероприятиях для детей младшего возраста и для родителей
 проведение занятий в режиме «Дня открытых дверей»
 итоговое мероприятие
Педагог должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не
только от физической и технической, но и от волевой подготовки. Обучая, следует
воспитывать
умение
преодолевать
трудности,
настойчивость,
выдержку,
целеустремленность. Полученные знания и умения дети демонстрируют на различных
спортивных соревнованиях и праздниках, физкультурных досугах и развлечениях.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Форма обучения
Форма обучения - это специально организованные занятия; игровые упражнения,
групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение.
Занятия по спортивному самбо направлены на развитие движений,
совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость,
силу, выносливость). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить
хорошим средством повышения умственной работоспособности. Борьба самбо
содействует всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь
двигательного аппарата, повышают возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и
общую выносливость ребенка.
Занятия построены в соответствии с индивидуальными особенностями и
природными данными детей, по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем
физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от
возраста». Этот принцип сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева,
Л.В. Занкова, такой подход вызывает у детей личную заинтересованность в
самостоятельном совершенствовании своих результатов.
2.2. Количество занятий
Количество занятий: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц. Продолжительность
занятий для детей 4-7 лет до 30 мин. согласно СанПин 2.4.1.3049-13. Занятия секции
восточного единоборства проводятся во вторую половину дня.
2.3. Место проведения
Место проведения: физкультурный зал МБДОУ – детский сад № 186.
2.4. Средства обучения
Сознательному
усвоению
знаний,
развитию
познавательных
интересов
способствовало использование разнообразных средств обучения. Эффективными
средствами в решении задач являются:
1. Физические упражнения.
2. Зрительные средства: видеоматериал, картины, книги, карточки, плакаты и т.д.
3. Технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат,
DVD.
4. Спортивное оборудование и инвентарь (скакалки, скамейки, маты, флажки,
обручи, мячи и т. д.).
Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с
развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший
фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического
развития на важном этапе - подготовки к обучению в школе.
При определении готовности ребенка к обучению в школе важно учитывать не
только достигнутый уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные
возможности.
Для этой цели можно использовать различные диагностические тесты в виде
контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной
форме. Предлагаемые тесты обладают высокой статистической достоверностью.

4.2. Контрольные упражнения и нормативы
для оценки общей и специальной физической подготовленности
Таблица оценок физической подготовленности для детей 4-7 лет
мальчики и девочки
Возраст

4
5
6
7

4
5
6
7

4
5
6
7

Уровень физической подготовленности
сформирован
на стадии формирования
Не сформирован
100%
70-85%
50% и ниже
5 баллов
3балла
1 балл
Тест 1. Бег 30м (сек.)
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
8,1 и ниже
8,3 и ниже
8,7-9,2
8,9-9,4
10 и выше 10,2 и выше
6,9 и ниже
7,2 и ниже
7,6-8,1
7,9-8,4
9,0 и выше
9,3 и выше
6,4 и ниже

6,8 и ниже

7,0-7,5

7,4-7,9

8,4 и выше

8,8 и выше

5,6 и ниже

6,0 и ниже

6,2-6,7

6,6-7,0

7,5

7,8

Тест 2. Подъем туловища в сед (количество раз за 30 сек)
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
12 и выше
11 и выше
9-10
7-8
5 и ниже
13 и выше
12 и выше
10-11
9-10
6 и ниже
15 и выше
13 и выше
11-12
10-11
7 и ниже
16 и выше
15 и выше
12-13
11-12
8 и ниже

девочки
3 и ниже
5 и ниже
6 и ниже
7 и ниже

Тест 3. Прыжок в длину с места (см)
девочки
мальчики
девочки
80 и выше
63-73
56-67
95 и выше
83-93
73-83
110 и выше
96-208
88-98
123 и выше
104-116
99-110

девочки
41 и ниже
55 и ниже
73 и ниже
84 и ниже

мальчики
85 и выше
105 и выше
122 и выше
130 и выше

мальчики
48 и ниже
68 и ниже
79 и ниже
87 и ниже

Тест 4. Наклон вперед из положения, сидя на полу.
4
5
6
7

мальчики
4
8
14
16 и выше

девочки
5
9
14
18 и выше

мальчики
3
7
12
14

девочки
3
7
12
16

мальчики
2 и ниже
6 и ниже
10и ниже
13 и ниже

девочки
2 и ниже
6 и ниже
10и ниже
15 и ниже

(общероссийская система мониторинга физического развития детей
(утверждено Постановлением Правительства РФ 29.12.2001г.№916).
Методические рекомендации к выполнению тестовых упражнений
1. Бег 30метров с высокого старта. Проводится в зале. Движение начинается по
команде «марш»,

одновременно включается секундомер. При касании финишной

ленточки секундомер выключается. Стартуют по одному ребенку, один раз (в отдельных
случаях не исключен и второй старт).
2. Прыжок в длину с места. Проводится в зале. Прыжок выполняется с двух ног с
приземлением на две ноги. Сбоку от стартовой линии, за которую нельзя заступать
носками, расчерчивается разметка: в зоне предполагаемого приземления через каждые
10см мелом проводится поперечные линии. Это дает возможность сразу же определить
результат прыжка. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.
3. Подъем туловища в сед (количество раз за 30 сек). И.п.: руки за головой, ноги
вместе согнуты в коленях под углом 90 градусов, ступни закреплены, фиксируются
количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30
сек.
4. Упражнение на гибкость. Наклон вперед из положения, сидя на полу. На полу
обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу ступнями ног касаются
перпендикулярной линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние
между ними составляют 20-30см. Выполняется три наклона вперед, на 4-ом задерживается
дыхание на 2сек. И фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии при
касании её кончиками пальцев, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате
не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускаются.






5. Шпагаты (левый, правый, поперечный).
Ноги лодыжками касаются пола, руки на полу
1 балл
То же, но руки в стороны
0,8
Ноги до колен касаются пола, руки в стороны
0,6-0,4
Ноги почти полностью касаются пола, слегка согнуты 0,3-0,
Ноги полностью прилегают к полу носки оттянуты, руки в стороны (без сбавки)





6. Мост (из произвольного положения).
Ноги и руки значительно согнуты, плечи под углом 45 градусов 1 балл
Ноги и руки значительно согнуты, плечи значительно отклонены от вертикали 0,8-0,6
Ноги и руки прямые, плечи незначительно отклонены от вертикали 0,5
Ноги и руки прямые, плечи почти перпендикулярны полу 0,2-0,1
Ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу (без сбавки)







7. Удержание ноги (правой, левой) в сторону (2 сек.).
Тело прямо, руки в стороны, нога ниже прямого угла
То же, но нога параллельно полу
То же, нога на уровне груди
То же, нога на уровне плеча
То же, нога на уровне уха




1 балл
0,5
0,3
0,1
без сбавок

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1. Спортивное оборудование и инвентарь
1. Маты
2. Зал для борьбы
3.Шведские стенки
4. Мячи (разного диаметра)
5. Навесные гимнастические снаряды
6. Тренажеры, гантели.
7. Степ – скамейки
8. Аудио и видео кассеты.

ЛИТЕРАТУРА
1. Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков - М.: Физкультура и
спорт, 1985.
2. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста: Методические
рекомендации / Подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. Чумаковым. - М.: Комитет по ФК и С
при СМ СССР, 1986.
3. Международные правила по борьбе самбо. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
20
4. Новиков Н.А., Старшинов В. И. Информационное обеспечение диалоговой
автоматизированной обучающей системы для борьбы самбо: Учеб. пособие. -М.: МИФИ,
1985.
5. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение. - М.: ФиС, 1982.
6. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. - М.: ФиС, 1983.
7. Харлампиев А. А. Система самбо. Боевое искусство. - М.: Советский спорт, 1995.
8. Чумаков Е. М. Сто уроков САМБО / Под редакцией С. Е. Табакова. - Изд. 5-е, испр.
и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
9. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца.-М.: РГАФК, 1996.
Вспомогательная
1. Иванщкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной
морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 6-е / Под ред. Б. А.
Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского.- М.: Терра-Спорт, 2003.
2. Кулиненков О. С. Фармакология спорта: Клинико-фармакологический справочник
спорта высших достижений. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Советский спорт, 2001.
3. Лукашов М.Н. 10 тысяч путей к победе. - М.: Молодая гвардия, 1982.
4. Лукашов М.Н. Родословная самбо. - М.: ФиС, 1986.
5. Макарова Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей. - Ростов-наДону: БАРО-ПРЕСС, 2002.
6. Рудман Д.Л. Самбо. - М.: Терра-Спорт, 2000.
7. Эйгиминас П. А. Самбо: Первые шаги. - М.: Физкультура и спорт, 1992.
Для детей:
1. Гаткин Е.Я. «Букварь самбиста» «Лист» М., 1997
2. Пискарев Н.Н «Национальные виды спорта» «Советская Россия» М., 1976.
3. Рудман Л.И. «Борьба дзюдо» ФиС М., 1984
4. Чумаков Е.М. «Борьба самбо» Справочник ФиС М., 1985
5. Чумаков Е.М «100 уроков самбо» Фаир-пресс М. 1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».