Аннотация к рабочей программе реализации образовательной области "Познавательное развитие" основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МБДОУ № 186
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 186 (далее МБДОУ) реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», разработанная в соответствии с основной общеобразовательной программой – общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее ООП ДО). Рабочая программа (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 20 мая 2015 года №2/15). Рабочая программа является документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, направленным на обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 2 до 7 лет по направлению (образовательной области) познавательное развитие.
Рабочая программа реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в МБДОУ. Срок реализации - 1 год.
Отбор компонентов (содержания) рабочей программы ориентирован на образовательные потребности воспитанников и включает в себя современные образовательные технологии и традиционные методики с учётом следующих программ и пособий:
- обязательная часть: комплексная инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С Комаровой, Э.М. Дорофеевой и учебно-методического комплекта (далее УМК) к данной программе. Программа «От рождения до школы» включена в реестр комплексных программ дошкольного образования ФИРО.
- часть, формируемая участниками образовательных отношений: парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская (все возрастные группы). В ООП ДО подробно представлены цель, задачи, принципы, планируемые результаты, содержание работы в возрастных группах).
Программой поставлены следущие задачи:
- развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Развитие любознательности и познавательной мотивации:
- развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
Формирование познавательных действий, становление сознания:
- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;
- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;
- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.
Развитие воображения и творческой активности:
- создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей;
- формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним;
- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое;
- актуализировать представления о сенсорных эталонах, развивать способность предвидеть (прогнозировать) изменения свойств предметов под воздействием различных факторов и причинно-следственных связей,
- способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка, определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания;
- развивать потребность в использовании различных способов обследования в познании окружающего;
- содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей;
- содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности;
- развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование;
- развивать способность определять основание для классификации, классифицировать предметы по заданному основанию
Планета Земля в общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира:
- формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;
- способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе;
-развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.